| |||
![]() |
Резьба по дереву |
(приемы работы ножом – косяком).
/разработка кружкового занятия/ Цель: 1. Прививать любовь к прекрасному, способствовать развитию хорошего вкуса. 2. Научить основным приемам работы ножом – косяком. 3. Воспитывать аккуратность, точность. Оборудование: рабочее место( стол или верстак ), нож-косяк, заготовки с разметкой орнамента, классная доска, измерительно-разметочный инструмент. Ход урока: 1. Организационная часть. 2. Объяснение темы: В природе нет более универсального, красивого и в то же время доступного материала, чем дерево. Человек с давних пор изготавливал из древесины различные предметы домашнего обихода, строил жилища и им же украшал их. Во многих селениях приятно посмотреть на причудливые наличники и крылечки с ажурной пропильной резьбой. Не менее красиво выглядят: резная мебель, посуда и другие поделки из дерева. Для начинающего резчика подходят: липа, осина и береза. Резцы мы изготовили сами: из старых б/у ножовочных полотен по металлу, к которым достаточно приделать ручку и заточить. На предыдущих занятиях мы подготовили заготовки и нанесли разметку орнамента. Основным элементом геометрической резьбы является треугольник. От центра треугольника к вершинам необходимо «накалывать» лучи. Этот прием делает заметное облегчение начинающему резчику. Затем, соблюдая расположение волокон (резец должен как бы стекать по ним), выполнить резьбу. Для ускорения, так как элементы повторяются, следует «наколоть» весь ряд, и разбить на операции, тогда придется меньше ворочать доску. Особое внимание следует обратить на соблюдение техники безопасности: в зоне резания не держать руку или придерживать левой рукой указательным пальцем нож. Для удобства мы работаем не носиком резца, а пяткой. Конечно, качество приходит с практикой, то есть навыками. Нельзя торопиться. Работать только с хорошо заточенным резцом. Освоив, простейшую резьбу, можно будет перейти к более сложным видам резьбы. 3. Практическая работа. Учащиеся выполняют резьбу по ранее размеченным заготовкам. Учитель следит за выполнением работы и соблюдением техники безопасности. 4. Подведение итогов. |
Разрезы ствола (строение древесины) |
Цель: 1. Ознакомить учащихся со строением древесины.
2. Воспитывать бережное отношение к деревьям и материалам из него. Оборудование: плакаты, образцы древесных пород, классная доска, верстак, инструменты (ножовка, топор, рубанок, шлифовальная шкурка. Ход занятий: 1.Организационная часть: а) Контроль посещаемости. б) Проверка готовности учащихся. 2.Объяснение темы: В наших лесах растут разнообразные деревья: береза, дуб, липа, осина, клен, ель, сосна, ольха, вяз и т. д. Но все они имеют одинаковое строение. Каждое дерево состоит из трех основных частей: корней, ствола и кроны. Все части дерева используются в промышленности: из ветвей получают щепу, лаки, смолу, кинопленку; из корней добывают скипидар и канифоль; стволы используют для изготовления пиломатериалов, столбов, шпал, различных деревянных конструкций и др. Плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви, называется древесиной. Больше всего древесины в стволах. Она получила название деловой древесины. Древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели, поделок и т.д. Ствол дерева имеет толстую часть – комель и тонкую – вершину. Снаружи ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Древесина – это основная часть ствола. Она состоит из множества слоев – годичных колец. За каждый год ствол прирастает со стороны коры на одно кольцо. Кольцо состоит из мягкой древесины внутри и твердой снаружи. По числу годичных колец определяют возраст дерева. Породы древесины определяют по принадлежности к хвойным или лиственным, запаху, текстуре, твердости, цвету. Если разрезать древесину вдоль волокон, на плоскости разреза будет виден характерный рисунок, который называют текстурой. Распиливанием стволов деревьев в поперечном направлении получают бревна, а в продольном – различные пиломатериалы: брус, бруски, доски, пластины, горбыль. 3.Демонстрация обработки древесины. Для получения необходимых заготовок пользуются различными инструментами, чаще всего пилами. По направлению волокон различают поперечное, продольное и смешанное пиление. При поперечном пилении срез направлен перпендикулярно древесным волокнам, при продольном – параллельно, при смешанном – под углом к волокнам. Вдоль волокон древесина легко колется топором. Чтобы изделие имело гладкие поверхности древесину нужно обстрогать, а затем отшлифовать. 4.Подведение итогов занятия. |
Резание металла слесарной ножовкой |
цель: Ознакомить учащихся с процессом резания металла слесарной ножовкой, сформировать умение разрезания заготовки из сортового проката слесарной ножовкой.
Воспитывать у учащихся аккуратность и точность в работе. Способствовать развитию грубой моторики. Оборудование: Плакаты, измерительный и разметочный инструмент, классная доска, верстак, ножовка по металлу, сортовой металлический прокат, слесарные тиски, напильники, шаблоны и т.п. Ход занятий: I. Организационная часть: 1. Контроль посещаемости. 2. Проверка готовности учащихся к занятиям. 3. Сообщение темы и целей урока. II. Теоретическая часть: Повторение пройденного материала. Вопросы: 1) Что такое производственный процесс? 2) Что такое технологический процесс? 3) Какую часть технологического процесса называют технологической операцией? 4) Назовите инструменты, применяемые для разметки заготовок из сортового проката. 5) Из каких основных частей состоит штангенциркуль? Изложение нового материала. План рассказа учителя: 1) Слесарная ножовка. 2) Подготовка ножовки к резанию. 3) Приемы резания слесарной ножовкой. 1.Слесарная ножовка. Для разрезания заготовок из сортового проката используют ручную слесарную ножовку, которая состоит из рамки, ножовочного полотна и хвостовика с ручкой. Ножовочное полотно изготавливается из тонкой полосы инструментальной стали и имеет отверстия для крепления на концах. На кромке полотна насечены наклонные зубья. Длина наиболее распространенных ножовочных полотен составляет 250 – 300 мм. Каждый зуб имеет форму клина и при резании работает как резец. 2. Подготовка ножовки к резанию. Подготовка ножовки к работе заключается в установке ножовочного полотна в станок и его затяжке. Сначала раздвигают передний и задний угольники станка на длину ножовочного полотна и в этом положении закрепляют станок с помощью обоймы. Затем вставляют концы ножовочного полотна в прорези натяжного винта и хвостовика и совмещают отверстия с отверстиями в ножовочном полотне. При этом следят за тем, чтобы полотна были направлены в сторону, противоположную рукоятке. После этого вставляют в отверстия штифты и вращением гайки-барашка натягивают полотно. Натяжение полотна должно быть не очень сильным и не очень слабым, а достаточным для того, чтобы оно не изгибалось при работе. Сильное или слабое натяжение полотна может привести к его поломке при малейшем перекосе во время работы. 3. Приемы резания. (Учитель сопровождает рассказ показом приемов резания) Для разрезания заготовки ее надежно закрепляют в тисках так, чтобы место разреза находилось недалеко от края губок тисков. На месте разреза делают небольшой пропил трехгранным напильником, что обеспечит точное направление движения полотна. Во время работы необходимо принять правильную рабочую позу: встать вполоборота к тискам; рукоятку ножовки обхватить пальцами правой руки, конец рукоятки при этом должен упираться в середину ладони, а большой палец – лежать на рукоятке сверху, вдоль нее. Левой рукой взять рамку ножовки так, чтобы большой палец находился внутри рамки, а остальные обхватывали гайку-барашек и натяжной винт. Во время работы ножовку нужно держать ровно, чтобы не получилось косого разреза. Двигают ножовкой плавно без рывков. Нажимают ножовкой на заготовку только при движении вперед, то есть во время рабочего хода. Во время обратного хода, который называют холостым, ножовку слегка приподнимают, чтобы не тупились зубья полотна. Нормальная скорость рабочих движений 30-40 двойных ( рабочий и холостой) ходов ножовки в минуту. Для правильного выполнения резания необходимо: 1) при работе нужно использовать всю длину полотна. Это обеспечивает равномерный износ зубьев и более длительную службу полотна; 2) для того чтобы полотно не нагревалось во время работы, необходимо смазывать его машинным маслом; 3) если разрез достаточно большой и при обычной установке полотна при резании мешает станок, то полотно поворачивают на 90 градусов; 4) полосовой металл легче разрезать по узкой стороне; однако толщина полосы не должна быть меньше расстояния между тремя зубьями полотна, иначе зубья поломаются; если же толщина заготовки меньше этого расстояния, то ее закрепляют в тиски между двумя деревянными брусками и затем разрезают; 5) в начале резания полосового и квадратного проката ножовку наклоняют слегка вперед; постепенно наклон уменьшают и после того, как пропил дойдет до ближайшего ребра заготовки, ножовку возвращают в горизонтальное положение; 6) при разрезании заготовок, имеющих ребра или острые кромки, следует соблюдать следующее правило: резание должно идти от плоскости к ребру, чтобы не сломать зубья полотна. На предприятиях сортовой прокат режут с помощью механических ножовок, дисковых и ленточных пил. III.Практическая часть. Практическая работа «резание металла слесарной ножовкой». 1. Организация рабочего места. Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: тиски, трехгранный напильник, слесарная ножовка, чертилка, молоток, штангенциркуль, заготовка, шлифовальная шкурка, линейка, карандаш. 2. Вводный инструктаж. Задание: 1) Разметьте заготовку, согласно технологической карте. 2) Разрежьте заготовки. 3) Произведите опиливание согласно чертежу. 4) Зачистите поверхность шлифовальной шкуркой. Правила техники безопасности: 1) Работать только исправной ножовкой с прочно закрепленным и правильно натянутым полотном. 2) Ручка ножовки должна быть прочно насажена, и не иметь трещин. 3) Нельзя работать ножовкой, в полотне которой есть сломанные зубья. 4) Опилки с верстака сметать щеткой, не сдувать и не удалять голыми руками. 5) Поддерживать отрезаемую часть заготовки, чтобы она не упала и не повредила ноги. 6) Оберегать руки от ранения зубьями полотна и острыми краями заготовок. Класть ножовку на верстак полотном от себя. 3. Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимся задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания. Возможные ошибки: 1) Косой разрез, образующийся при уводе ножовочного полотна в сторону. 2) Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания частей заготовки. (Причины: невнимательность во время работы, неправильная предварительная разметка) 4. Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно-полезном труде. IV.Итоговая часть. 1. Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения рубки металла. 2. Домашнее задание: § 20, стр. 98 – 101.(стр. 85 – 88) 3. Уборка рабочих мест. |
Моя работа |
На главную |
Напишите мне |